понедельник, 10 июня 2013 г.

Спицы


Спицы нынче делают из самых разных материалов (сталь, титан, углепластик) и самых разных форм: тянутые (баттинговые) - для снижения веса (за счет прочности), аэродинамические (некруглого сечения) - для снижения сопротивления воздуха. Но такая экзотика, во-первых, стоит весьма недешево, а во-вторых, имеет смысл только при борьбе за каждый грамм массы велосипеда. Действительно, стальная спица диаметром 2 мм и длиной 300 мм имеет объем 0,94 см3 и весит примерно 7,5 г. Масса комплекта из 36 спиц будет чуть более четверти килограмма. Таким образом, даже вдвое более легкие спицы дадут экономию немногим более 100 грамм на колесо. (Правда, при этом уменьшится и момент инерции колеса.) Далее будем говорить только про обычные спицы (диаметр 2 мм, материал -  оцинкованная сталь или нержавейка, второе лучше, но подороже.)

Самый важный параметр спицы - это ее длина. Длина спицы определяется так:



Существуют специальные приспособления для измерения длины спиц:



Такое приспособление можно изготовить и самому из линейки достаточной длины с помошью сверла и/или надфиля, но можно обойтись и без него, просто прикладывая спицу к линейке так, чтобы внутренняя сторона "колена" была как раз над нулевым делением. При достаточной аккуратности ошибетесь не более чем на миллиметр.

А как узнать длину? Есть три способа: узнать в литературе, измерить и рассчитать. Так, из литературы можно узнать, что спицы советских дорожных велосипедов имеют длину 300 мм на переднем колесе и 296 мм - на заднем. С измерением тоже все достаточно просто - вывинчиваем из колеса спицу и мерим линейкой. А вот расчет вызывает определенные сложности. Для него нужны следующие исходные данные:
  • число спиц в колесе;
  • количество "крестов" (пересечений одной спицы с другими) при сборке. Чаще всего используется сборка в три креста;
  • Flange Hole Circle  или PSD - диаметр фланца втулки колеса по отверстиям для спиц;
  • Flange Spacing - расстояние между фланцами. Оно определяется то как с включением толщины самих фланцев, то как расстояние между их центрами. Впрочем, на результат это влияет очень слабо;
  • Effictive Rim Diameter или ERD - эффективный диаметр обода. Самый трудноизмеряемый параметр. Это - диаметр окружности, на которой находятся концы спиц собранного колеса, он чуть больше внешнего диаметра обода в том месте, где просверлены отверстия для спиц (концы спиц выходят за диаметр примерно на миллиметр-два). Способ измерения ERD можно найти на странице http://velobig.ru/Spoke.shtml.
Если все эти данные известны - можно рассчитать длину спиц по не очень сложной формуле (см. в английской Википедии), а лучше - с помощью онлайн-калькулятора длины спиц. Вот несколько ссылок на такие калькуляторы:
  • http://velobig.ru/Spoke.shtml
  • http://www.wheelpro.co.uk/spokecalc/ . Заполните поля в левом столбце и нажмите кнопку Calculate вверху. Калькулятор позволяет рассчитывать колеса с ободами, в которых отверстия для спиц просверлены со смещением влево и вправо. Если обод обычный - введите в поле Offset значение 0. В поля C и D введите половину межфланцевого расстояния (30, если ширина втулки - 60 мм).
  • http://users.senet.com.au/~mitchell/misc/html/spoke.htm - в поле Diameter of a spoke hole введите диаметр спицы (2 мм), остальное понятно.
  • http://www.sapim.be/spoke-calculator - красивый калькулятор от фирмы Sapim - одного из ведущих производителей спиц. Однако в обращении довольно сложен.
  • http://www.spokelength.com - простой и понятный калькулятор.

По запросу в поисковике "spoke length calculator" можно найти еще много страниц и программ для расчета длины спиц на все вкусы.

Будем считать, что с длиной спиц мы определились. Осталось найти и купить спицы нужной длины. Хочу предостеречь от распространенной ошибки: если спицы нужной длины найти не удается, некоторые пытаются взять более длинные спицы, обрезать их до нужной длины и нарезать резьбу леркой М2,2х0,45. Увы, этот способ не работает: на спицах резьба не нарезная, а накатная, и ее диаметр больше, чем диаметр спицы. Если же резьбу нарезать, то внешний диаметр будет слишком мал и спицу при ее натяжении просто вырвет из ниппеля. Существуют станки для накатки резьбы, но они стоят несколько тысяч долларов и для домашнего использования их вряд ли кто купит. Но в некоторых веломастерских они есть. Мораль: не пытайтесь резать резьбу самостоятельно, ищите спицы нужной длины либо веломастерскую с оборудованием для накатки резьбы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий